(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Заключение

Среди творческого наследия выдающегося мастера прозы Джеймса Джойса не последнее место занимают его стихотворения. Природа его поэтических творений может быть раскрыта лишь через точное определение значения понятия "поэзия" в контексте его творческой карьеры. Если под поэзией мы подразумеваем произведение в стихах, которое призвано сочетать в себе богатство приемов с компактностью формы, общественный и личный опыт, то Джойс писал стихи. Именно стихи еще детского периода стали его первыми литературными попытками. Не только в стихотворениях, но часто и в прозе он реализовывал "поэтические" цели.

Но что отличает поэзию Джойса от стихотворений других его современников, так это то, что он никогда не считал стихи самостоятельной формой. Он редко стремился к выражению различных уровней значения при помощи одного лишь метра. Наоборот, он использовал поэтические формы и метры как способ углубления эмоционального переживания либо в форме музыкальной лирики, либо сатирического лимерика. Это позволяло ему избавиться от сложности формы в пользу более простой эмоциональной и словесной выразительности.

Не все стихотворения Джойса при внимательном прочтении оказываются столь же простыми по содержанию, как кажется при первом взгляде на них. Играя на многозначности символа и слова, Джойс создает многоплановость текста, которая сближает поэтические произведения художника с его прозой. В стихотворениях Джойса, как показал проведенный нами анализ, можно выделить следующие тематические уровни:

1) связь с реальными событиями жизни писателя — биографический уровень;

2) отражение собственного эмоционального состояния через словотворчество и разветвленные ассоциации — эмоциональный уровень;

3) расширение значения образов стихотворений до символов — символический уровень;

4) возведение образов к мифологическим истокам — мифопоэтический уровень.

Эти уровни сближают поэзию Джеймса Джойса с его прозаическими произведениями. Поэзия занимает важное место в его творчестве, так как она представляет собой определенный этап становления художника. В стихотворениях художника апробируется новая техника, которая позже в более сложной и утонченной форме применяется им в его прозе.

Проанализировав стихотворения Джеймса Джойса из сборников "Камерная музыка", "Стихотворения по пенни за штуку", а также отдельные не вошедшие в сборники стихотворения и стихотворные элементы некоторых прозаических произведений, мы пришли к следующим выводам:

— в своих поэтических произведениях, также как и в прозе, Джойс создавал собственный неповторимый художественный мир, в котором соединились разные стилевые приемы, изобразительные традиции и методы. Стремление художника к выражению связи между уникальностью человеческой личности и универсальностью его бытия воплотилось не только в знаменитых романах "Улисс" и "Поминки по Финнегану", но и в поэтическом цикле "Камерная музыка", в основе которого лежит идея об "универсальности" любовных отношений. Из женского образа этого цикла, еще неясного и недостаточно цельного, а также из образа Амалии Поппер, созданного в цикле "Стихотворения по пенни за штуку", вырастает образ Молли Блум, символа "вечной женственности". Женский образ в законченном виде не существует ни в одном из стихотворений Джойса, но он, тем не менее, определяет строй и взаимодействие многих символов "Камерной музыки" и "Стихотворений по пенни за штуку" в целом. Соединив все фрагменты, мы получим гротескный образ женщины, созданный Джойсом: это настоящая ирландка, хорошенькая, изящная, скромная, талантливая, страстная, эгоистичная, чувствительная, но и холодная, расчетливая, решительная. Она сочетает в себе еврейскую красоту и страсть Невесты из "Песни Песней", девственность Марии и чистоту Беатриче. В то же время в ней бесплодность мертвого моря, чары Цирцеи, злоба вампира, жаждущего как Бледный Вампир из "Улисса", полная инверсия начальной строки "Песни Песней": "Let him kiss me with the kisses of his mouth..." Она противоречива, соблазнительна и таинственна, полна любви и энергии. Это гротескный тип женщины как "порочного совершенства";

— в основе модели "универсальности" вселенной Джойса лежит мифопоэтическое начало. Миф в творчестве мастера является средством обобщения литературного материала, он выполняет роль наглядного примера и актуализирует дополнительные идеи произведения, выполняя структурирующую функцию. Использование мифологических сюжетов и архетипов позволило писателю преодолеть пошлость существования, от которой он бежал, и придать форму и смысл хаосу его современности. В мифопоэтическую систему Джойса входит тема потери, которая, согласно мифологическому мышлению, является необходимым этапом обновления. В мифопоэтическом искусстве вариантом новой жизни выступает само искусство. Утраты, приносящие страдания художнику, дают ему стимул к творению красоты. Стихотворения Джойса наполнены символами- архетипами, суть которых может быть понята лишь при сопоставлении поэтических произведений художника с его рассказами и романами. Так, например, ключ к символике цвета, подчас определяющей строй конкретного стихотворения, лежит в прозаических произведениях писателя;

— хотя Джойс относился отрицательно к стремлению поэтов Кельтского Возрождения насыщать свои произведения всевозможными духами, сам он использовал в своих стихотворениях символы и образы ирландского фольклора. Семантическая и цветовая символика, а также семантическое значение фонем не только создают симметрию, но и говорят об отношении автора к тому, что скрывается за этими символами. Так, мы можем сделать вывод, что в идейном плане стихотворения передают не только эмоциональное состояние, но и расширяют значение создаваемых образов, возводя их одновременно к различным источникам. Сопоставление современности с мифом, а также характерная для Джойса манера играть различными смыслами одного слова, соединять крайности в обычном восприятии несоединимые, использование сходных стилистических приемов (аллюзия, символ-миф, музыкальная и смысловая аранжировка текста) подчеркивают тематическое и композиционное сходство поэтических сборников и романов писателя;

— в своих произведениях Джойс достигает синтеза окружающего мира, первоначальной объединяющей материей которого является звук. В творчестве Джойса звук выражается в форме "звучащего слова". Звукосимволизм входит составной частью в мифопоэтическую систему произведений как раннего, так и позднего Джойса. Он не случайно называл свои стихотворения песнями и пытался моделировать музыкальную материю. Через музыку он хотел выразить идею единства и красоты мира, так как музыка является первым из возникших искусств. Так, в цикле "Стихотворения по пенни за штуку" Джойс, используя синтез метафорического и символико-мифологического приемов, заставляет явления природы, городские и бытовые реалии действовать и говорить, либо издавать другие, свойственные человеку звуки. Это помогает художнику создать богатую звуковую картину. Среди 118 глаголов большая часть передает различные звуки или сигнализирует об их восприятии [79; 133]. Например, в стихотворении "Tilly": urge, call, moo, make brute music.; "Watching the Needleboats at San Sabba" — hear, cry, sigh, mourn; в других стихотворениях: rain...falls softly, muttering rain, weeps ("She Weeps over Rahoon"), wind whines, the shingle, groan ("On the Beach at Fontana"), she sings an air ("Simples"), a starknell tolls ("Nightpiece"), whisper ("Alone"), they mouth loves language, gnash, lash, worded or sung ("A Memory of the Players in a Mirror at Midnight"). Цели моделирования музыкальной материи служат не только лексические, но и просодические средства;

— Джойс, являясь признанным мастером просодии, широко использовал приёмы оркестровки, такие как аллитерация и ономатопея, способствующие передаче настроения стихотворения, атмосферы, звуковых образов (например, плеск волн) и создающие звуковой ритм поэтического произведения. Ритмические отклонения на фоне идеальной метрической структуры стихотворений позволяют придать им динамику, звучность и, в то же время, сделать акцент на наиболее значимых, по мнению автора, моментах, формирующих идею стихотворения. Метрическая структура у Джойса также служит целям словесного моделирования музыкальной формы. Благодаря широкому применению оркестровки, звукосимволизма, мастерскому использованию возможностей ритмических вариаций на фоне заданного метрического размера, ритмической организации семантических и цветовых символов, автор создает неповторимый ритм, придающий стихотворению живое дыхание, формирующий его стиль;

— поэзия и проза Джеймса Джойса находятся в сложных отношениях взаимодополнительности и контраста одновременно. Так, между поэзией и прозой Джойса существует перекличка в ритмике (прозаический текст романа "Портрет художника в юности" и вилланелла), системе образов (рассказ "Джакомо Джойс" и цикл "Стихотворения по пенни за штуку"), в художественных приемах ("музыка" текста, метафорика). Джойс использует следующие приемы инкорпорирования поэтических текстов в свою прозу:

а) создается стихотворение от лица героя, как, например, в "Портрете художника в юности" и "Дне плюща в комнате заседаний", и тогда функцией поэтического вкрапления является характеристика личности героя, уровня его развития;

b) цитируется строка или фраза из стихотворения другого автора без ссылки на источник. В этом проявляется интертекстуальность произведений Джойса. Функцией таких вкраплений является создание многоплановости прозаического текста, понимание которой требует высокого уровня образованности реципиента;

c) в ритме прозаического произведения присутствуют элементы ритмики поэтического текста. Функцией подобного синтеза является придание романтического флера, "поэтизация" описываемого события..

Под влиянием поэтических вкраплений и ритма бытовые описания, события получают лирическую окраску. В то же время проза также оказывает на поэтический текст определенное влияние. В лирический стих подчас входят устаревшие, разговорные и грубые слова, что контрастирует с книжной, поэтической или высокоэкспрессивной лексикой. Поэзия Джойса заимствует от повествовательной прозы простоту синтаксических конструкций. В ней почти нет эпитетов, минимум осложняющих конструкций. Но влияние прозы на поэзию Джойса менее значительно. Это говорит о первичности именно поэтического начала в творчестве ирландского мастера.

Нельзя считать поэзию Джойса неумелым творением начинающего писателя или побочным продуктом его творчества. Благодаря использованию общих для стихов и прозы символов, поэзия Джойса входит неотъемлемой частью в его эстетико-философскую систему. Она развивает и дополняет значение образов, используемых Джойсом в его прозе. Лирика — это первый и необходимый этап пути, который должен пройти художник. Причем этот путь, проделанный Джойсом в его прозе и поэзии, приводит к противоположным результатам. В лирике, проделав сложную эволюцию, форма возвращается — в отличие от прозы — к простоте, символизирующей единство главных идей и импульсов его творчества.

В поэзии Джойса развиваются ведущие проблемы всего его творчества. Это проблема слова, проблема синтеза литературы и музыки, проблема становления художника. Его стихотворения достойны того, чтобы занять место как рядом с его прозой, так и внутри нее. Именно стихотворения отражают ту грань личности художника, которая остается скрытой за крайностями словотворческого эксперимента, проводимого Джойсом в его прозаических произведениях.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь