(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

nordrus.org

Выводы по главе 1

В данном исследовании миф определен как сложный знак, который представляет собой совокупность мифологического концепта и экспликата. В элементарном виде миф кодируется на уровне мифологического имени, мифонима, вокруг которого, в свою очередь, строятся последующие тексты, содержащие мифологические конституенты. Мифологические имена, топонимы или антропонимы, сопрягают в одном плане выражения два или более пласта содержания, при этом способы выражения содержания изоморфны самому содержанию, что сближает имя и миф. Миф характеризуется многоуровневым коммуникативно-семиотическим статусом, имплицитно предполагающим нарратив.

Мифологема и архетип являются элементами содержания мифа. Архетип рассматривается как инвариантная когнитивная предикатно-актантная ситуация, своеобразная гуманитарная универсалия, а мифологема представляет собой вариативную реализацию, конкретные сюжетные видоизменения архетипа в текстах определенного этноса. Этноспецифический аспект мифологемы отличает ее от архетипа. Мифологема представляет собой иерархическую структуру, в которой можно выделить ядерные и периферийные элементы. Для раскрытия авторского замысла писатель обращается то к ядерным, то к периферийным элементам мифологемы, что по-новому позволяет переосмыслить мифологический концепт и наполнить его свежим содержанием.

Изначальный набор унаследованных культурой архетипов достаточно ограничен, а многообразие и неповторимость достигаются за счет неограниченной комбинации архетипов и конкретного наполнения архетипа на уровне мифологемы, семантизируемой в новых культурологических парадигмах с разными значениями. Архетип становится тематической доминантой, которая объединяет разнообразные мифологемы. Архетип и мифологема образуют оппозицию как статический и динамический аспекты мифа.

Мифологический временной континуум, основными компонентами плана содержания которого являются архетипы и мифологемы, является той текстообразующей категорией, которая определяет жанровое своеобразие романа-мифа. Мифологическое время является подструктурой пространственно-временного континуума романа-мифа, которому свойственны специфические темпорально-пространственные средства выражения.

В романе-мифе мы имеем дело не с архаическими мифами первотворения, т.е. с прецедентными текстами, а с мифами, которые пропущены через сознание автора. Мифы оказываются помещенными в новую культурную среду, что обуславливает возникновение новых контекстуальных смыслов, которые зачастую зависят от авторской интенции.

Мифологический временной континуум является многослойным и многоуровневым образованием, что обеспечивается взаимодействием и взаимопроникновением эгноспецифичных и разновременных мифологем, которые объединяются вокруг константного архетипического содержания.

В мифологическом континууме романа-мифа можно выделить греческий, ветхо- и новозаветный, кельтский и другие пласты. Мифонимы, являясь репрезентантами мифологем, сигнализируют переход в различные временные пласты.

В главе определены характеристики, составляющие концептуальную основу темпорального аспекта мифологического континуумы: многомерность, цикличность, одномоментность прошлого, настоящего и будущего, обращенность к прошлому, антропоморфизм, пространственное осмысление времени. Именно осмысление времени через пространство наполняет время событиями, что в свою очередь делает время качественно неоднородным и аксиологически окрашенным. Эти характеристики послужат точкой отсчета при рассмотрении временного континуума романа-мифа.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь