(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

nadezhda.kz

Справки для бассейна взрослому купить — услуг. Официальное оформление справки в бассейн (spravkibassein.ru)

1.6. Явление асимметрии как проявление девиаций в языковой системе

Явление асимметрии знака необходимо для анализа языковых девиаций, как системных отклонений. Предпосылки возникновения многих явлений, каким-либо образом нарушающих системные связи в языке, заложены в самом языковом знаке.

Бинарная оппозиция симметрия/асимметрия представляется одной из самых общих, если не главных, поскольку находит выражение во всех областях знания. Точные науки позволяют заключить, что универсальный для всего космоса и всех наук закон есть парный, представляющий собой оппозицию симметрия/асимметрия [Черемисина — Ениколопова 2001].

Асимметрия находит воплощение в живой/неживой природе. Вспомним описанные наукой проявления асимметрии в строении человеческого тела и лица, ритмы сердца, биоритмы человека (ритм работы сердца). Как отмечалось выше, в работах последних десятилетий, исследующих функциональную локализацию левого и правого полушарий человеческого мозга, доказано, что при внешней симметрии левого и правого полушарий, для них характерна функциональная асимметрия. В динамике, движении симметрия и здесь «нарушается», хотя сама по себе локализация функций носит относительно постоянный характер: для каждого человека в чем-то типовой (различают левополушарное, преимущественно логическое и правополушарное, преимущественно образное мышление), а в чем-то индивидуальный, что влияет на своеобразие памяти и способности индивида.

Тот факт, что языковая система сама по себе может вызвать девиации, уже достаточно осознан. Так, например, обращая внимание на множество стилистических погрешностей на страницах газет, С.О. Калганова справедливо замечает: «Конечно, можно искать причину этому в низком культурном уровне общества... Но мы хотели бы обратить внимание на чисто лингвистический аспект проблемы: внимательное изучение механизма возникновения стилистических погрешностей позволяет сделать вывод о том, что сама возможность их появления заложена в особенностях структуры языковой системы, в том числе и в организации ее лексического уровня» [Калганова 1997:60].

Соотношения между двумя сторонами языкового знака сложны и противоречивы. Это обусловлено их различной природой: означающее (план выражения) имеет линейное и, следовательно, дискретное строение, тогда как означаемое (план содержания) нелинейно и синкретично.

«Каждая из сторон языкового знака имеет свои принципы членимости и свои формы структурной организации. Сложное внутреннее соотношение частей знака, исконное отсутствие изоморфизма между ними, присущая знаку противоречивость, обнаруживается в целом ряде его свойств, создают тот благоприятный феномен, более известный в лингвистической науке как асимметрический дуализм между сторонами знака» [Серебренников 1970].

Понятие «асимметрического дуализма лингвистических единиц вошло в научный обиход еще в начале XX века благодаря работам С. Карцевского. Стало традиционным говорить о явлениях нарушения «закона знака». Закон знака — обязательная и неразрывная связь данного обозначающего с данным обозначаемым. Среди явлений нарушения закона знака полисемия, омонимия и паронимия. «Обозначаемое и обозначающее постоянно скользят по наклонной плоскости реальности. Каждое выходит из рамок, назначенных для него его партнером: обозначающее стремится обладать иными функциями, нежели его собственная; обозначаемое стремится к тому, чтобы выразить себя иными средствами, нежели его собственный знак. Они асимметричны, оказываются в состоянии неустойчивости» [Карцевский 1965:255].

Как известно, теория асимметрии языкового знака, разработанная С.И. Карцевским в 1929 г., включала лишь асимметрию на парадигматической оси, имеющую два проявления: вариативность означающего при неизменном означаемом (алломорфия) и вариативность означаемого при неизменном означающем (полисемия). В.Г. Гак предложил новую, расширенную трактовку асимметрии знака, не ограниченную парадигматическим аспектом. Согласно В.Г. Гаку, асимметрия проявляется также в синтагматическом и в семиотическом плане. Синтагматический аспект асимметрии включает: (а) выражение одной смысловой единицы сочетанием двух и более формальных единиц (развёрнутое обозначение, аналитические конструкции, фразеологизмы) и (б) выражение одной формальной единицей сочетания двух и более смысловых единиц (конденсация, свёрнутое обозначение, амальгамирование, кумуляция и т. п.). Асимметрия в семиотическом плане охватывает такие явления, как (а) отсутствие ожидаемой формальной единицы при наличии соответствующей смысловой (упрощённое обозначение, нулевой знак, эллипсис, умолчание) и (б) отсутствие ожидаемой смысловой единицы при наличии соответствующей формальной (десемантизация, употребление пустых или опустошённых знаков, семиотическая избыточность знака). Таким образом, теория Гака включает шесть проявлений асимметрии. При этом типы асимметрии тесно взаимосвязаны исторически и функционально: так, эллипсис приводит к конденсации (сокращённому обозначению), развёрнутое (аналитическое) обозначение связано с десемантизацией одного из членов конструкции и т.п.

Предельная обобщённость этой концепции асимметрии позволяет применять её в самых разных областях лингвистики (в лексикологии, морфологии, синтаксисе, теории речевых актов), а также в семиотике письма (типы асимметрии графем).

Многочисленные примеры нарушения взаимооднозначного соответствия между содержанием и выражением мы находим на всех уровнях языка:

— возможность обозначения одной и той же буквой нескольких звуков, или обозначение одного и того же звука разными буквами. Так, в английском письме фиксированность и идеографичность орфографии привели к тому, что в языке возникло большое количество омографических способов передачи одной фонемы, [і] может передаваться на письме «ее» (feet), «еа» (meat), «ei» (receive), «ie» (field), «e» в открытом слоге (mete); [ei] буквой «а» в открытом слоге (make), диграфами «ay» (day), «ei» (feint).

— Омонимия грамматических морфем. Морфема «-s» может рассматриваться и как показатель множественного числа существительных, и как показатель третьего лица единственного числа глаголов в Present Simple Tense, и (с апострофом) как показатель притяжательного падежа существительных. Еще один из многочисленных примеров — суффикс — er может использоваться для образования сравнительной степени прилагательных и наречий, а его омоним имеет значение действующего лица.

— Полисемия и омонимия слов. В книге Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» автор обнажает буквальное значение слов, обозначающих масть в картах, и эти слова предстают сразу в 2 своих значениях. Достигается это введением предметных атрибутов, указывающих на буквальное значение. Так, садовники пики вооружены лопатами (spades), солдаты — трефы дубинками (clubs), придворные бубны носят бриллианты (diamonds), а королевские дети червонной масти носят одежду, украшенную сердцами (hearts).

— В синтаксисе предложения с двойными отрицаниями являются девиативными, т.к. в них наблюдается несоответствие отрицательной формы и положительного содержания. Происходит «нейтрализация» отрицательных значений, что придает отрицательному по форме предложению положительный смысл.

Выделение в системе языка и в ее подсистемах центра и периферии, доминантных и рецессивных черт — также проявление асимметрии в языке. Ядром языка являются, например, активные модели словоизменения и словообразования, периферией — отклонение от этих моделей. Типовые для определенной категории, функционально — семантического поля формы и значения составляют ее центр, а промежуточные формы и значения между данной категорией и другими — периферию. С точки зрения функционирования языковых единиц периферия — мало употребительные формы, менее частотные.

В системе лексических единиц также различают ядро и периферию. Ядро — полнозначные, знаменательные слова, периферийные слова — служебные слова, слова в аналитической словоформе, употребляемые во фразеологических сочетаниях. Как периферийный лексический пласт можно рассмотреть неологизмы, заимствования, окказионализмы, архаизмы.

Парадокс заключается в том, что проблема асимметрии является показателем того же противопоставления нормы и системы, потому как норма пытается устранить избыточность, разграничить варианты, распределить их, закрепив за словами, денотатами. А говорящий стремится устранить конвенциональное, идиоматичное, то есть к устранению канонов.

Таким образом, явление асимметрии — это отступление от регулярности в строении и функционировании языкового знака, нарушение дуализма языкового знака.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь