(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

3.5. Классификация индивидуально авторских концептов Джойса

За основу разделения ИАК в работе взят механизм образования концепта, основанный на ассоциативной связи. Ассоциация — это способ нашего мышления, которая участвует при образовании как внешних, так и внутренних ИАК, это связь между психическими элементами внутри сознания. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. Именно ассоциация выступает основой организации ИАК.

Концепты формируются на разных уровнях восприятия объекта. Если, в результате мыслительной деятельности, ассоциация возникает с внешними признаками предмета или явления, в результате чего воссоздается зрительный, слуховой образ, концепт будет внешним. Так происходит с ассоциативно — смысловым полем концептов «Бестиарий», «Флора» и «Музыка».

Зрительные ощущения углубляются одновременно восприятием цвета и света, дополняются осязательными ощущениями, эмоциональной оценкой. Потребность в образовании подобных концептов связана со специфическим авторским восприятием мира — ощущением полноты бытия, стремлением к его языковому выражению. В выражающих эти концепты лексических девиациях отражается авторское объединение объекта и сравнительного образа. Такие окказионализмы имеют явно выраженный гносиологический характер, т.к. связаны с авторским способом познания мира и способом хранения в сознании индивидуального опыта.

Концепт является внутренним, если происходит ассоциация с сущностными характеристиками понятия или явления. С помощью прямых и обратных связей Джойс характеризует какой-либо концепт в соответствии со своей системой понятий, которой располагает его сознание (его идеальный мир).

Оперирование сущностными характеристиками объекта позволяет открыть в нем возможности изменения, совершенствования и развития. Здесь «модели потребного будущего», при усмотрении которых производятся все изменяющие операции, — и есть новые фрагменты действительности, результат воздействия субъекта на мир, усиления себя в этом мире, что, собственно, и является спецификой творческой деятельности. Сущность не познаваема в каком-либо явлении, ее нужно эксплицировать. Языкотворчество Дж. Джойса приводит к тому, что в ИАК «Религия», «Пространство» и «Ирландия» выявляются ранее незнакомые в картине мира читателя новые сущностные характеристики, понятия дополняются новыми особенностями, что влечет за собой изменения его объема и содержания исследуемой реальности.

Хотелось бы отметить тот факт, что любая четкая классификация, типология концептов, как уже было упомянуто выше, условна, поскольку концепты как проекции явлений окружающей действительности в сознании человека не могут существовать обособленно от других подобных себе единиц. Так же как запечатленные в них феномены, концепты образуют целостную систему, компоненты которой, взаимодействуя между собой, устанавливают постоянные связи, переплетаются.

Таким образом, нет четкого разделения на внутренние и внешние ИАК, можно лишь говорить о доминанте тех или иных знаний при актуализации концепта.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь