(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

3.3.2. Познавательные и художественные

Некоторые авторы [Аскольдов 1997; Алефиренко 1999] различают познавательные и художественные концепты. Познавательный концепт определяется как мыслительное образование — заместитель реальных предметов, действий, признаков. Концепт-заместитель может быть конкретным, отвлечённым и даже потенциальным, а сама замещаемая в сознании множественная предметность — реальной или воображаемой. Как считает С.А. Аскольдов, «к концептам не примешиваются чувства, желания, вообще иррациональное. Художественный концепт чаще всего есть комплекс того и другого, то есть сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений» [Аскольдов 1997:274]. Составляющие художественного концепта объединяются в единое представление благодаря ассоциативным связям. Концепты данного типа значительно информативнее познавательных, поскольку кроме понятия вызывают в сознании дополнительные ассоциации (например, птица-тройка у Н.В. Гоголя).

Художественный концепт тесно связан с индивидуально авторским, поскольку является концептом отдельного художественного произведения. В «Улиссе» можно выделить такие художественные концепты, как «Поиск», поиск отцом сына (Блум) и сыном отца (Стивен), поиск новых ощущений и эмоциональных состояний (Молли); концепт «Вина», именно это чувство не покидает Стивена, вспоминающего о смерти матери, а также Блума, скрывающего отношения с Мартой.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь