(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Глава II. «Поток сознания» как способ организации художественного текста романа «Улисс» Дж. Джойса

Художественное сознание модернизма, стремясь уйти от миметического принципа в искусстве, ориентировалось на создание художественного образа сути феноменов мира. Уйдя от внешней формы вещей, оно направляло свою интенцию на их внутреннюю форму (41; 45).

Вытекающая из этой интенции модернизма проблема передачи «неподобного» содержания «подобными» средствами актуализировалась в художественной культуре модернизма в виде беспредметной живописи, бессюжетной литературы, авторского кино, театра абсурда, а также присущим им способам художественной изобразительности.

Следуя этой интенции, направленной на проникновение в суть вещей, художественное сознание модернизма, направляло свои усилия относительно человека на создание художественного образа его сути, его нематериальной реальности, в качестве которой мыслилось сознание.

В рамках художественной культуры модернизма с ее стремлением проникнуть в суть феноменов сознание человека имеет как вербальную, так и невербальную форму воплощения. Техника передачи «потока сознания», основывающаяся на ассоциативном методе построения текста, со сложными комбинациями различных временных планов, усиленным вниманием к «мелочам» представляется одним из способов актуализации проблемы передачи «неподобного» содержания «подобными» средствами.

Проблема соотношения «неподобного» содержания и «подобных» средств его выражения и отразилась в тексте «потока сознания», где используется вербальный эквивалент невербальной части содержания сознания при условии отсутствия в тексте автора. Невербальность содержания сознания и вербальность форм в тексте «потока сознания» представляет собой яркую актуализацию проблемы соотношения «неподобного» содержания и «подобных» средств его выражения в художественной культуре модернизма.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь