С.М. Эйзенштейн. Из ответа на анкету «Литература и кино»
Если Золя — методологически величайшая школа для кинематографиста (его страницы читаются как совершенные монтажные листы), то из современных писателей кино полезны в этом смысле из немногих знакомых мне только двое: Бабель и Федорченко1. Первый навсегда останется незаменимой подсобной «хрестоматией» для новой кинообразности. Понятие, только еще входящее в кино. О нем я вскользь писал как-то для «Кино-газеты» и скоро напишу об этом обстоятельнее. Пока прошу принять на веру.
Федорченко любопытна для нас в структурном отношении.
Новые киновещи «пишутся» в близкой ей манере.
На логически не мотивированном, ассоциативном переходе от темы к теме.
Желающим работать в подобном плане многим может помочь «Народ на войне».
В этом отношении Федорченко — более доступное, правда сказать, и менее богатое «издание» Джемса Джойса.
«Улисс», конечно, наиболее интересное для кинематографии явление на Западе.
Не знаю, как в литературном [отношении], думаю, что тоже.
Во всяком случае, как ни странно, с писаниями Джойса я знаком.
Не придется ночью наспех читать, как Драйзера, накануне официальной встречи с ним.
Федорченко и Джойс очень близки современной кинематографии. Правда, более чем наполовину еще «имеющей быть».
Та же «деанекдотизация» и непосредственное выявление темы через сильно действующий материал.
Совсем стороной от сюжета, только еще из добросовестности фигурирующего в произведении.
Та же «физиологичность» детали.
Крупным планом.
При чисто интеллектуальном эффекте — отвлеченном выводе через их физиологическое посредство.
Опять кино.
У Джойса, конечно, значительно больше.
По требованию обличительных, полемических и прочих многочисленных задач, которые ставят себе «Улисс» или «Молодость автора»2.
Федорченко больше фиксаторша, но в конструкции работает так же.
Остальная литература мне кажется с точки зрения полезности для кино только, хотя и этого за глаза довольно, неисчерпаемым фундусом, хранилищем материалов.
1928 (№ 93)
Примечания
1. Федорченко, Софья Захаровна (1880—1959) — прозаик. Самое значительное ее произведение — трехтомная книга «Народ на войне» (1917—1927), посвященная Первой мировой войне, Февральской революции и Гражданской войне в России. Представляет собой разговоры и рассказы солдат на самые разные темы в форме обработанных писательницей лаконичных емких записей.