(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

Как добраться из аэропорта Рига?

С.М. Эйзенштейн. Из ответа на анкету «Литература и кино»

Если Золя — методологически величайшая школа для кинематографиста (его страницы читаются как совершенные монтажные листы), то из современных писателей кино полезны в этом смысле из немногих знакомых мне только двое: Бабель и Федорченко1. Первый навсегда останется незаменимой подсобной «хрестоматией» для новой кинообразности. Понятие, только еще входящее в кино. О нем я вскользь писал как-то для «Кино-газеты» и скоро напишу об этом обстоятельнее. Пока прошу принять на веру.

Федорченко любопытна для нас в структурном отношении.

Новые киновещи «пишутся» в близкой ей манере.

На логически не мотивированном, ассоциативном переходе от темы к теме.

Желающим работать в подобном плане многим может помочь «Народ на войне».

В этом отношении Федорченко — более доступное, правда сказать, и менее богатое «издание» Джемса Джойса.

«Улисс», конечно, наиболее интересное для кинематографии явление на Западе.

Не знаю, как в литературном [отношении], думаю, что тоже.

Во всяком случае, как ни странно, с писаниями Джойса я знаком.

Не придется ночью наспех читать, как Драйзера, накануне официальной встречи с ним.

Федорченко и Джойс очень близки современной кинематографии. Правда, более чем наполовину еще «имеющей быть».

Та же «деанекдотизация» и непосредственное выявление темы через сильно действующий материал.

Совсем стороной от сюжета, только еще из добросовестности фигурирующего в произведении.

Та же «физиологичность» детали.

Крупным планом.

При чисто интеллектуальном эффекте — отвлеченном выводе через их физиологическое посредство.

Опять кино.

У Джойса, конечно, значительно больше.

По требованию обличительных, полемических и прочих многочисленных задач, которые ставят себе «Улисс» или «Молодость автора»2.

Федорченко больше фиксаторша, но в конструкции работает так же.

Остальная литература мне кажется с точки зрения полезности для кино только, хотя и этого за глаза довольно, неисчерпаемым фундусом, хранилищем материалов.

1928
(№ 93)

Примечания

1. Федорченко, Софья Захаровна (1880—1959) — прозаик. Самое значительное ее произведение — трехтомная книга «Народ на войне» (1917—1927), посвященная Первой мировой войне, Февральской революции и Гражданской войне в России. Представляет собой разговоры и рассказы солдат на самые разные темы в форме обработанных писательницей лаконичных емких записей.

2. Роман «Портрет художника в юности».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь