(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Выводы по главе 2

В данной главе была установлена многослойность мифологического временного континуума романа-мифа Дж. Джойса «Улисс», который включает в себя ряд мифологических пластов — древнегреческий, христианский, кельтский и другие. Поскольку роман «Улисс» является и романом «потока сознания», то мифологический континуум пропущен через сознание персонажей. Следовательно, в тексте воссоздаются не отдельные мифы, а происходит взаимопроникновение мифологических пластов, тем самым реализуется единый мифологический континуум, в котором устанавливаются ассоциативные и опосредованные связи между различными мифологическими слоями.

На основе романа «Улисс» было прослежено развитие мифологического знака от архаического мифологического повествования к роману-мифу, реализация ипостасей мифологического знака в романе-мифе и те новые смыслы, которые знак получает в результате своего развития. На основании сравнения сюжета романа-мифа «Улисс» с мифологическими сюжетами, отраженными в древнегреческой, кельтской, ветхо- и новозаветной культурах, были установлены опосредованные связи между ними и воздействие этих культур на английское художественное творчество.

Основным способом актуализации мифологического времени в романе является мифологема, которая может быть выражена на композиционном, фонетическом, лексическом и стилистическом уровнях. Эксплицитным средством выражения мифологического континуума становится мифоним. Мифоним является той отправной точкой, вокруг которой развертывается смысловая перспектива художественного произведения.

Важной особенностью темпорального континуума романа является тот факт, что мифологемы, относящиеся к разным мифологическим пластам, могут быть сгруппированы вокруг единой темы — архетипического концепта. Тем самым, между мифологемами устанавливаются радиальные связи.

Мифологемы и их репрезентанты мифонимы маркируют выход из настоящего в различные временные пласты, таким образом, настоящее и прошлое существуют вмести, рядом друг с другом, а это и называется вечностью.

В актуализации мифологем, относящихся к различным мифологическим пластам, наблюдается реализация двух функций: композиционная и текстообразующая. Мифологемы как содержательные элементы мифологического времени организуют и упорядочивают повествование и расширяют континуум текста романа-мифа за счет интертекстуальных связей с несколькими прецедентными текстами. Функциями мифологической темпоральности являются ирония, комизм, пародия, травестия.

Большое внимание было уделено роли имени в передаче темпоральности романа-мифа. Имена наряду с номинативными предложениями социализируют темпоральное пространство романа. Имена могут сигнализировать переход к различным временным пластам — мифологическому, христианскому, литературному и историческому.

Результаты анализа темпорального континуума романа позволяют сделать вывод о сохранении во временной структуре романа основных характеристик мифологического восприятия времени: многомерность, пространственное осмысление, одномоментность существования настоящего и будущего, цикличность, контрадикторность.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь