В романе использована особая словотехника. По ходу повествования автор неоднократно прибегает к своеобразным «словотехническим периодам», которые должны показать «психологические глубины» героев, как бы «вытянуть» содержание этих глубин на поверхность. В «словотехнических периодах» Шмидт использует несколько языков, как бы подчеркивая общечеловеческий характер глубинного слоя нашей психики. Приведем фрагмент романа, полностью сохраняя форму написания по «принципу сдвига» и «синтаксической символизации»1: 1. «Возьми эти "часы", которые повсюду вокруг него тикают: "die, clock-clocks", что звучит как клоака, а "клоук", оболочка (В-) любви к христианской ближней: почему качается-шатается маятник без устали: "тик-так" значит иксовать; a "ticklé" — это щекотать... а маятник вибрирует с такимм глубоким смыслом». 2. «Сначала/ма Моего па Члены поспешно Соб-Рала. и все повсюду шепелявят —;...—? — /подлинный Гоморр — мусор, a Darby and Joan: пья! — «протрехщал пакойник-завязанные узлы... вперед через ночь, как когда я уже «вышвырнут»! локо-мотивные... моих детей-Путешествия на каникулах пришли мне.../:зоо-филически в — голову!)».
Словотехника Шмидта дополняется в его романе специфической «техникой повествования». Автор при соблюдении единства времени (24 часа) и места (действие романа происходит в степи, где супружеская пара и их юная дочь встречаются с писателем Пагенштехером, специалистом по творчеству По) развивает повествование в различных плоскостях: лекции о творчестве По, фрагментарные «зарисовки» действующих в романе лиц, описание психологии «жены-ребенка» По, «перескоки» старого писателя Пагенштехера к дочери своих друзей и т. д. Однако все «сюжетные срезы» романа пронизывает литературоведческий портрет По, анализом личности и творчества которого психоаналитики занимались неоднократно: «В результате чего выясняется якобы присущая По склонность к подглядыванию и эксгибиционизму, его «клозетные размышления». Сердцевиной его поэзии, всех помыслов и желаний оказывается «клозет в борделе». Он одержим комплексом сифилиса, а причина всего этого — импотенция».
Отметим, что высказывания Шмидта о своих теоретических положениях так же фрагментарны и выдержаны в русле «словотехники», как и повествование романа: «Теория мифологии как регистрирование, как историзм. Поэзия как каталогизация многоэтажных слов «верхней части неосознанного»: этимоны2 как литературные прототипы, которые уже не подвергаются сомнению. Приспособление к формальной эстетике сновидения, где формы увеличиваются и размножаются, где видения тривиального переходят в апокалипсическое или кошмарное, где разум использует корни слов для того, чтобы построить из них другие слова, которые дали бы возможность назвать его фантазмы, аллегории и намеки, потеряло всякую содержательную связь с действительностью».