(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Заключение

В литературе и искусстве XX в. появились новые черты: разрыв с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений, создание особой художественной реальности, существующей по своим художественным законам, изображение жизни сознания и др.

Переворот в мировоззрении людей, который произошел в XX в., в первую очередь отразился на формах и способах изображения жизни. Одной из форм изображения жизни стал метод «поток сознания». В литературе модернизма этот метод заключается в непосредственном воспроизведении жизни сознания. В романе Джеймса Джойса «Улисс», в котором этот метод впервые был использован для воспроизведения хаоса мышления героев, сужена роль автора и преобладает «драматическая» техника повествования. Роман характеризуется серийностью текста, наличием психологического контекста, ретроспекцией, интертекстуальностью и стилистической неоднородностью.

Основным приемом для точной фиксации «потока сознания» является внутренняя речь для себя, которая имитирует то невербальное, что происходит в сознании человека вне процесса коммуникации, и в реальной действительности лишена той иллокутивной силы, которая всегда присутствует при порождении высказывания в процессе коммуникации. Однако в тексте «потока сознания», воспроизводя внутреннюю речь для себя, автор произведения имеет определенную цель — воздействовать на реципиента, раскрыть внутренний мир героя; внутренняя речь при этом нередко выполняет описательную функцию. В тексте «потока сознания» данный тип внутренней речи является имплицитным иллокутивным актом.

В «Улиссе» встречается внутренняя речь двух типов — мужская и женская. Джойс использует различные способы и средства для передачи разных типов внутренней речи. Мужская внутренняя речь качественно отличается от внешней. Она характеризуется дискретным развитием повествования и расчлененностью. Это достигается с помощью различных конструкций расчленения и конструкций с формальной и семантической неполнотой. В предложениях с формальной неполнотой невербализованы обязательные члены предложения, которые не могут быть контекстуально или ситуативно восстановлены, поэтому логическая форма высказывания не всегда исчерпывающе пропозициональна, так как читателю приходится дополнять, восстанавливать принятую форму до уровня полной пропозиции — в том виде, в котором ее намеревался передать говорящий, и это не всегда удается. Это ведет к затемненности смысла и затрудненности их восполнения. Неполнота резко нарушает норму, а следовательно, и языковую гармонию.

Лексические объединения выполняют существенную роль во фрагментах текста романа Джеймса Джойса, имитирующих внутреннюю речь мужского типа, которая характеризуется структурной и смысловой неполнотой. При разрушении синтаксических связей между частями в мужской внутренней речи основная «нагрузка» в обеспечении связности синтаксических конструкций ложится на лексические компоненты. Различные лексические объединения скрепляют предикативные части, подчеркивая семантическую цельность всей конструкции. К таким объединениям можно отнести предметные или тематические группы, терминологические группы, этимологические группы, слова, относящиеся к одному ассоциативному полю.

В мужской внутренней речи важную роль в обеспечении связности выполняют различные виды повтора. Повторяющийся лексический компонент скрепляет предикативные части, подчеркивая семантическую цельность всей конструкции. В романе «Улисс» встречаются следующие виды повтора:

— синонимичный повтор;

— точный повтор;

— корневой повтор;

— словообразовательные повторы, которые представляют собой объединенные элементы одного морфосемантического поля (П. Гиро), где помимо семантической близости есть наличие общего аффикса или основы.

В тексте, воспроизводящем женскую внутреннюю речь, в котором отсутствует пунктуационное членение речи, читателю приходится самостоятельно, без помощи авторских знаков членить речь и находить соответствующую интонацию для установления смысла текста, поэтому важнейшим ключом для определения интонационных границ, способствующих смысловому членению текста, является повтор союзов, частиц, междометий. Частое употребление союзов к тому же облегчает усилия в установлении логических связей. Самыми часто употребляемыми в главе «Penelope» являются союзы and, but, or, because, when, after, if.

Использование в процессе порождения речи междометий и частиц также способствует членению текста. При всем неудобстве и затруднении чтения текста благодаря междометиям и частицам реципиент «находит» нужные «паузы» и ритмомелодику, что играет большую роль в смысловом членении текста при отсутствии каких-либо пунктуационных знаков.

С помощью дистантного расположения повторяющихся лексем (man и woman) и их субститутов во внутренней речи женского типа при частой смене микротем сохраняется единство топика, так как дистантные повторы компонентов лексико-тематических групп относятся и к микротеме фрагментов, и к единому топику.

Подводя итоги данного диссертационного исследования, можно сделать вывод о том, что в тексте литературы «потока сознания» ослабление синтаксических средств связности не препятствует созданию когерентного и цельного текста, так как отсутствие синтаксических средств компенсируется за счет целого комплекса лексических средств создания связного текста. Ослабление синтаксических связей объясняется особенностью строения внутренней речи для себя и является типичным способом организации текста «потока сознания», отличающим его от других текстов неклассической парадигмы.

Дальнейшее изучение текстов «потока сознания» и их сопоставление позволит более детально изучить комплекс лексических и грамматических средств связности и их роль в создании когерентного текста, а также детально описать принцип построения текстов, в которых использован рассматриваемый метод изображения действительности.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь