(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

В.Б. Шкловский. Из книги «Дневник»

Разговор с друзьями

<...> Не все то стоит делать, что можно делать замечательно.

У нас увлекались Джойсом. Толстой до «Детства» написал вещь, которая называлась «История вчерашнего дня». Прежде она была не напечатана, а теперь печатают в «Приложениях к 1-му тому»1.

Толстой основал эту вещь на внутреннем диалоге.

Он описал только несколько часов, но это заняло уже много места.

Он основал вещь на пересечении разных планов, в том числе и на противоречивости семантики различных языков. Приведу отрывок:

«— Как я люблю, что она меня называет в третьем лице! По-немецки это — грубость, но я бы любил и по-немецки. Отчего она не находит мне приличного названия? Заметно, как ей неловко звать меня по имени, по фамилии и по титулу. Неужели это оттого, что я..

— Останься ужинать, — сказал муж.

Так как я был занят рассуждением о формулах третьего лица, я не заметил, как тело мое, извинившись очень прилично, что не может оставаться, положило опять шляпу и село преспокойно на кресло. Видно было, что умственная сторона моя не участвовала в этой нелепости».

Гениальный писатель обдумал и отверг то, что сделал потом другой писатель.

Вещь Джойса двигается, как слепой, по стене, по измененному сюжету странствования Улисса.

Разрушены вещи внешнего мира.

Разорванное сознание не служит средством проверки мира, оно само становится содержанием художественного произведения.

Но жить и двигаться оно может только, опираясь на прежде созданное искусство, на его разрушение.

Я встретил Сергея Михайловича Эйзенштейна в то время, как он снимал «Бежин луг».

Кусков ленты я не видел.

Я спросил друга:

— Что у вас ломают в ленте?

Он ответил.

— Церковь.

Церковь. Каноны иконописи служили фоном и опорой для художественного и идеологического разрушения.

Греческий трагик говорил, что судьба человека подобна тени дыма.

Посмотрите на Джойса.

Это явление другого масштаба, чем первая вещь Васильевых2, но вся вещь идет, как старый человек на костылях; ее ведут под руки старые сюжеты, она движется, опираясь на тень прежнего искусства.

Там это было только мерилом отчаяния говорящего эти слова. Сейчас это точное изображение искусства Джойса.<...>

1939
(№ 176)

Примечания

1. Автобиографический отрывок, датируемый 1851 г., считается первым литературным опытом Л.Н. Толстого Первая публ. см.: Толстой Л. Полное собр. худож. произведений. — М.; Л., 1929. — Т. 1. — с. 369—379.

2. Фильм братьев Васильевых «Спящая красавица» по сценарию Г.В. Александрова был снят в 1930 г.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь