(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

сплав https://zolotoy-kompas.ru/aktiv/splav пермь

Аренда спецтехники спб . Аренда контейнеров. Аренда спецтехники. Экосопровождение.

Заключение

Сборник рассказов Джеймса Джойса «Дублинцы» ознаменовал собой важный этап в творческой эволюции писателя и стал одним из интереснейших явлений в развитии западно-европейской новеллы на рубеже веков.

Период конца XIX — начала XX века — время серьезных качественных сдвигов в литературном процессе разных стран. И в это же время Ирландия «открывалась» для внешних, прежде всего европейских, влияний. Литературные процессы, происходящие в Ирландии, начали смыкаться с общеевропейскими.

В этом плане «Дублинцы» весьма показательны. В первом сборнике писателя мы наблюдаем своеобразный сплав национальных и европейских традиций. С одной стороны, «Дублинцы» — произведение глубоко ирландское по проблематике, способу авторского восприятия и отражения действительности. С другой стороны, в рассказах Джойса наблюдается стилистика, характерная для новеллы «нового типа», развивающейся в это время в европейской литературе. Именно поэтому уже своим первым рассказом Джойс занял особое положение в ирландской литературе своего времени.

В «Дублинцах» за национальными проблемами встают общечеловеческие. Согласно задаче автора, в изображении дублинца конца века показан человек «вообще». Характеризуя своих героев — обыкновенных «маленьких» людей с их горестями и заботами, Джойс выходит к проблемам того общего духовного кризиса, который охватил западное общество на рубеже веков.

Ощущение сложности и противоречивости этой переходной эпохи вело западно-европейских писателей к новым средствам художественного отображения жизни. В литературе этого периода наблюдается синтез разных тенденций и художественных приемов: появляются своеобразные сочетания реалистического и символического способов изображения действительности, стремление к условности и фактографичности; скрупулезное исследование отдельного, на первый взгляд, мелкого явления, поднимаемого на уровень универсального обобщения, тончайшая психологическая нюансировка, соседствующая с натуралистически поданным материалом. Все это делает сам художественный метод на рубеже веков неустойчивым, сложным, подчас эклектичным. В этот период значительно трансформируется реалистический метод: он развивается наряду с другими направлениями искусства «конца века», подчас трудно уловимой, зыбкой становится грань, отделяющая реалистический метод от нереалистических способов изображения действительности.

В этом новом сложном взаимодействии различных способов отражения действительности и формируется индивидуальный, неповторимый метод Джойса. «Дублинцы» появляются в тот противоречивый период в истории европейских литератур, когда идет перестройка различных художественных способов отражения жизни. В рассказах Джойса наблюдается сплетение разнообразных художественных тенденций — реалистических, символических, натуралистических, характерных для многих писателей на рубеже веков. Реалистические тенденции вступают во взаимосвязи с нереалистическими, натуралистически поданный факт поднимается на уровень символа. И в «Дублинцах» трудно провести четкие грани между реалистическими, символическими и натуралистическими чертами метода писателя. Всем этим рассказы сборника «включаются» в общий ряд художественных явлений, происходивших в западно-европейской литературе на рубеже веков.

Сборник рассказов «Дублинцы» начинающего ирландского писателя в целом находится в русле «лучших завоеваний мировой художественной мысли», связан глубинными нитями с художественными завоеваниями реализма. Ранний Джойс приходит к определенным социальным обобщениям, дает в целом верную картину ирландской жизни конца XIX — начала XX века. И в «Дублинцах» и в «Улиссе» отражены «кричащие противоречия», свойственные кризису буржуазного сознания, но ни в том, ни в другом произведении не указан выход из него. Но в «Дублинцах» Джойс стремится нарисовать по-своему цельный образ человека, искалеченного меркантильным укладом жизни, бездуховностью бытия. Путь, по которому пошел «другой Джойс» — автор «Улисса» и «Поминок по Финнегану» — путь, противоположный магистральному направлению западно-европейского критического реализма XX века, путь «тотального» пессимизма, разрушения художественной формы произведений и самого «образа человека».

Джойс как-то высказал предположение, что «Дублинцы» будут иметь больший успех, чем «Улисс». Действительно, по мастерству отображения поставленных проблем написанные в ирландский период «Дублинцы» явились лучшим достижением творчества Джойса. Ранние рассказы писателя, в целом верно отражающие существенные черты ирландской действительности и отличающиеся достоверностью, углубленным психологизмом, изысканной простотой формы, безусловно, внесли значительный вклад в историю ирландской литературы, определили пути развития западноевропейской новеллистики XX века.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь