(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

фасовка цена в Тбилиси

К постановке проблемы

Тогда как Р. Барт сводит интертекстуальность к "общему полю анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитат, даваемых без кавычек" (116, 218), А.К. Жолковский, вслед за Б.В. Томашевским, понимает интертекстуальность как "межтекстовые связи" (63, 3). Концепция Р. Барта предполагает скорее выявления особенностей творческого мышления критика или читателя; мы обратимся к более формальной концепции А.К. Жолковского, с помощью которой выявим ряд особенностей творческого метода Джойса в "Дублинцах". Жолковский выделяет три типа интертекста: 1) "обращение знакомых моделей на службу новым задачам"; 2) "приспособление авторского дискурса к официальному, отчего возникают оригинальные художественные гибриды"; 3) "слом традиционных норм, порождающий новаторски "плохое" письмо" (121, 5). Надо заметить, что двутексты вообще предполагают определенный тип читательского восприятия, иначе такие тексты будут изначально восприняты как "плохое письмо", о чем говорил еще М.М. Бахтин: "Если мы не знаем о существовании этого второго контекста чужой речи... стилизация будет воспринята нами как стиль, пародия — просто как плохое произведение" ("Проблемы творчества Достоевского" — 27, 83).

В Главах 1-Й нашей работы мы при анализе контекста и текста применяли интертекстуальный анализ "с точки зрения читателя" — т.е. прибегали к такому анализу, когда он был необходим для "(1) более углубленного понимания текста или (2) разрешения непонимания тектса (текстовых аномалий) за счет установления многомерных связей с другими текстами" (Н. Фатеева — 128, 12). В настоящей главе используется принципиально другой тип интертекстуального анализа — с точки зрения автора, когда интертекстуальность становится "способом генезиса собственного поэтического "Я" через сложную систему отношений оппозиций, идентификации и маскировки с текстами других авторов (т.е. других поэтических "Я") (128, 13-14). Следуя классификации Жолковского, мы покажем, что для творчества Джойса характерны все три основных типа интертекста, которые называет исследователь.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь