(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

Черты поэтического произведения в "Дублинцах"

Еще одной причиной, заставляющей классифицировать "Дублинцев" как новеллистический цикл, а не "роман в новеллах", является не столько современные тенденции в литературоведении, сколько сам способ художественной организации материала. "Дублинцы" по построению близки к поэтическому произведению (см. Э. Акимов — 24), эпическое вынесено в метасюжет (разговоры о героях Ирландии, исторических личностях; баллады и песни; легенды, такие как о Тристане и Изольде, и т.д.), который в свою очередь является частью подтекста. В тексте же все работает на создание единого образа Города как больного существа; отдельные рассказы и весь сборник представляют собой развернутые метафоры; связь между событиями в новелле и новеллами в цикле — ассоциативная, она подчеркивается звучанием слов, многозначными и перекликающимися названиями, ритмом. Так, вместо обрамляющей новеллы используется смысловая связь ключевых слов — первая новелла "Сестры" начинается словами: "There is no hope for him this time... If he was dead..." (1, 7), а последняя новелла "Мертвые" заканчивается так: "His soul swooned slowly as he heard falling faintly... upon all the living and the dead" (1, 256). Выбор героев из разных социальных слоев Дублина не создает эффекта социальной панорамы, но работает на образ Города-космоса. Герои Джойса не показаны как продукт социальной среды, мы не наблюдаем их общественную деятельность и ее результаты (опять-таки, внешне хронотоп очень "замкнутый", локальный); напротив, в персонажах подчеркнуто общечеловеческое (ребенок, старик, девушка, священник, художник).

Таким образом, "Дублинцы" представляют новый тип новеллы, в которой традиционный новеллистический поворот заменен эпифанией. В то же время все вместе новеллы сборника образуют "расчлененное единство", которое можно определить как новеллистический цикл.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь