(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

• Брус купить смотрите на сайте.

Глава 1. Определение лингвостилистического статуса мифа

В конце XX века в философии и филологии возрос интерес к мифу, мифотворчеству и мифологии. Искусство реконструирует миф, так как он создает ощущение причастности к духовной традиции, мистической связи с прошлым, является ступенью на пути к сакрализации действительности. Мифотворчество в ситуации трагического мироощущения повседневности становится единственным средством преодоления кризиса развитого сознания, превращения бесконечности в миф вечного возвращения посредством мифологических аналогий, наделения человеческого существования непреложным смыслом. Структурирование объективной действительности средствами единого мифологического кода, метаязыка равнозначно адаптации первобытного человека в окружающей действительности и созданию целостной картины мира.

Однако интерес ученых разных школ и направлений предопределил многозначность понятия миф. Не имеется единого, общепринятого определения данного понятия и в лингвистической литературе.

Сложность самого объекта идентификации требует применение комплексного подхода. Поскольку основной тенденцией в развитии знаний является синтез разных наук, правомерным является использование лингвистикой данных таких наук, как философия, антропология, фольклористика, психология, филология.

Настоящая глава посвящена рассмотрению основных теоретических вопросов изучаемой проблемы.

Целью настоящей главы является, во-первых, определение лингвистического статуса мифа и его компонента — мифологемы, во-вторых, анализ мифологического времени как подструктуры времени художественного.

Поскольку наше исследование является филологическим, при анализе мифологического временного континуума романа отправной точкой является понятие «пространство-время», разработанное в лингвистике текста, с тем, чтобы в дальнейшем синтезировать в художественный хронотоп романа-мифа мифологические составляющие.

Понятие миф рассматривается с точки зрения структурно-семиотического подхода на базе разграничения архетипа и мифологемы как оппозиции статической и динамической сторон мифа.

В данной главе анализируется место мифа в современной культуре, в частности в современном романе-мифе, определяются функции мифа в романе и рассматривается текстообразующая категория романа-мифа — мифологический временной континуум. Мифологема как содержательный элемент мифологического континуума сигнализирует переход в различные мифологические пласты. Категория мифологического пространственно-временного континуума с ее составляющими является структурным элементом пространственно-временного континуума романа-мифа и определяет его жанровое своеобразие.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика
© 2017 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь