(1882-1941)
James Augustine Aloysius Joyce
 

На правах рекламы:

семейный бизнес по производству шоколада (novakdecor.ru)

О счастье

Каждый человек ищет собственное счастье. Счастьем, наверное, можно назвать чувство «удовлетворенности» и «совершенства». Однако потребности разных людей неодинаковы и даже потребности одного и того же человека зависят от условий, в которых он находится.

Голодный человек, раздобыв пищу, испытывает счастье, а человек, мучимый жаждой, испытывает счастье, когда он находит воду. Страдающий каким-либо заболеванием человек более всего мечтает о выздоровлении, и, когда ему удается достичь этого, он счастлив. Для человека, который посвятил себя науке и стремится познать истину, счастьем является открытие искомой истины, а для человека, который хочет сделать что-то для счастья людей и для общества, счастьем будет получение возможности, чтобы совершить такой поступок.

Таким образом, хотя в слово «счастье» мы вкладываем самое различное содержание, выражается оно одним словом «счастье». Вместе с тем мне кажется, что распространенная в современном обществе точка зрения, что все люди имеют право на личное счастье, порождает сложную и принципиально важную проблему.

Если взглянуть на различные варианты содержания, которые люди вкладывают в слово «счастье», то становится очевидной необходимость ограничить в ряде случаев стремление к личному счастью. Например, материальные и физиологические желания, жажда власти; в обществе все эти стремления, если они не ограничены, влекут за собой жертвы со стороны других членов общества. Поэтому произвольный характер таких влечений ведет к ожесточенной борьбе, которая усиливает животные инстинкты людей, в результате чего всегда страдают слабые.

Однако для большинства людей именно такие материальные, физиологические и социальные потребности имеют наибольшее значение, и, следовательно, по мере роста населения и истощения ресурсов столкновения будут становиться все более ожесточенными. Конечно, в этой ситуации человечество должно приложить громадные усилия для регулирования роста населения и для приостановления истощения природных ресурсов путем создания системы вторичного их использования. Но не менее необходима и правильная трактовка понятия «счастье».

Рекомендуем:

Все запчасти для рено симбол и других популярных марок авто смотрите в онлайн-каталоге.

Трудно раскрыть содержание понятия «счастье» в нескольких словах. Но мне думается, что для человека очень важно иметь работу, которая бы ему нравилась. И совсем необязательно, чтобы эта работа была крупномасштабной.

У каждого человека своя жизнь. Для меня, например, самое главное — исследовательская работа. Я от нее не устаю, не замечаю, как летит время. Научно-организационная деятельность — тоже моя работа. Люди, занимающиеся наукой, отдыхают на прогулке в лесу, на охоте, на рыбалке, в кругу друзей и знакомых. У меня все несколько иначе. После работы в университете, выполнения общественных поручений (я являюсь депутатом Верховного Совета СССР) я возвращаюсь к научной работе. Такая деятельность приносит мне удовлетворение. Оно становится полнее от того, что моя семья всегда разделяет вместе со мной все мои успехи и неудачи.

В одной из своих работ, «Философия морали», немецкий философ Иммануил Кант писал, что «одновременно обязательная для человека цель — это счастье окружающих и собственное совершенство». Но он не допускал возможности обратной трактовки, поскольку постановка в качестве цели «личного счастья» ведет к эгоизму, а требование «совершенствования окружающих» не может принести ничего, кроме неудовлетворенности.

Кант не случайно сделал такую оговорку, и в этом есть особая мудрость. Счастье не должно становиться конечной целью для удовлетворения материальных и физиологических потребностей личности, скорее, как и в философии буддизма, оно должно выражаться духом милосердия, определяющим весь образ жизни человека, посвятившего себя служению другим людям.

Что же касается личности, то точка зрения Канта сводится к тому, что ее целью должно быть «совершенствование». И это также совпадает с учением буддизма, которое призывает личность стремиться к идеалу Будды. Ведь Будда предстает идеалом, вершиной совершенства личности.

Стремление сделать что-либо для счастья окружающих, принести какую-то пользу обществу и стремление к совершенствованию личности в широком смысле также можно назвать потребностью. А если это так, то важно отвергать не само понятие «потребность», а важно определить, какие именно потребности являются основополагающими. Тогда в зависимости от характера потребностей меняются содержание и емкость понятия «счастье».

Материальные и физиологические потребности не могут быть уничтожены, пока человек жив, неправомерна поэтому и точка зрения, отвергающая эти потребности человека. Однако понятия «потребность» и «счастье» несут в себе много значений, поэтому, по моему убеждению, необходимо четко определить, какие именно потребности, какое именно «счастье» являются наиболее важными для человека.

Важно, что человек что-то узнает и что-то усваивает. Это наиболее вероятно в тех областях, в которых усилиями многих предшествующих поколений людей эти проблемы уже решены. К тому же, например, какой-то человек, долго работая в какой-то одной области, досконально ее изучил и начал думать, что все уже было известно раньше. Однако внезапно в старых истинах он обнаружил новую грань, положение вещей стало более ясным, и его знания об этих вещах стали более глубокими. Появляются новые проблемы, и выявляются новые повороты. У меня, например, это нередко бывает, когда я перечитываю Толстого. По прошествии некоторого времени я всякий раз открываю для себя что-то новое. И тогда жизнь становится более интересной, более значительной, наполненной более глубоким смыслом. И если человек чем-либо серьезно занялся, отдает этому делу много сил, он в результате может, наверное, чего-то добиться. И даже если, например, он ничего не получил, так или иначе этот человек преодолел новую ступень знаний. И эта ступень дает ему возможность создать новые понятия и новые направления.

В общем, совсем необязательно, что все ведущиеся в науке исследования найдут практическое применение. Когда начинаешь что-то обдумывать, то часто даже не знаешь, в каком направлении будет развиваться эта мысль. Контуры той дороги, которую вначале даже не видишь, потом начинают отчетливо вырисовываться. Поэтому мне кажется, что прежде всего нужна работоспособность в любой области — будь то наука или любой другой труд. Это главное условие. Кстати, я думаю, что это качество я лично унаследовал от родителей, точнее, от матери. Моя мать удивительно работоспособная женщина.

Если говорить о способностях, то, безусловно, важно иметь талант. В этом случае работа не обременяет человека, нет необходимости подталкивать его, ориентировать или заставлять. Он естественным образом входит в труд и не мыслит свое существование без него. Однако здесь всякий раз нужно сделать правильный жизненный выбор. Это выбор того, где, в какой области или сфере нужно работать, чему должны быть отданы силы, чему стоит посвятить свою жизнь и самого себя.

По всей вероятности, это проблема и отдельного человека, и всего человечества. Если бы удалось решить эту проблему, то, наверное, человечество приблизилось бы к той самой гармонии, о которой оно мечтало с давних времен. Однако, я повторяю, в любом деле человек должен быть настойчивыми много работать. Без труда, труда напряженного, нельзя добиться крупных успехов, как бы велики ни были способности. Именно в труде и силе человека, в разочарованиях и энтузиазме, которые человек испытывает, в победах и поражениях заключено самое большое счастье и самые тяжелые страдания. Поэтому, говоря о счастье, я хочу еще раз подчеркнуть, что счастлив человек тогда, когда он занят любимым делом и когда в его семье все хорошо и спокойно.

Яндекс.Метрика
© 2024 «Джеймс Джойс» Главная Обратная связь